Алан Уотс – британский философ, известный своей популяризацией учения дзен-буддизма и переводами трудов по восточной философии.
Детство и ранние годы
Алан Уотс родился в семье, принадлежавшей к среднему классу. Отец его работал в лондонском представительстве компании “Michelin”, производящей автомобильные шины, мать была домохозяйкой.
Значительный толчок к развитию религиозных взглядов мальчика дала верующая семья его матери.
Учился Алан в Королевской школе г. Кентербери.
В подростковом возрасте, мальчик отправляется во Францию с богатым эпикурейцем Френсисом Крошоу.
Буддистские верования Крошоу оказывают сильное влияние на мировоззрение Алана.
Вернувшись на родину, Уотс становится членом Лондонской буддистской ложи, основанной теософами и действовавшей под руководством адвоката Крисмаса Хамфриса.
В 1931 г. Уотс назначается секретарём этой организации.
Философский путь
По окончании средней школы, Уотс трудится маляром, а позже устраивается на работу в банк.
В это же время, он усердно изучает философию, историю, психологию, психиатрию и восточную мудрость.
Он общается с такими выдающимися авторами работ по духовному развитию, как Николай Рерих, доктор Сарвепалли Радхакришнан, а также теософами – как, например, Алиса Бейли.
В 1936 г. Уотс посещает Всемирный конгресс по вопросам веры, проходивший в Лондонском университете. Именно там он впервые услышит о Д. Т. Судзуки – именитым последователем учения дзен-буддизма – с которым впоследствии встретится лично.
Уотс также изучает фундаментальные теории и терминологию основных направлений философии Индии и Восточной Азии.
В 1936 г. Уотс издаёт свою первую книгу, «Дух Дзен», на написание которой его вдохновили труды Судзуки.
Через два года, в 1938 г., Уотс перебирается в Америку.
В Нью-Йорке он бросает учение дзен-буддизма, поскольку его не устраивает подход учителя к трактовке данной философии.
Чтобы найти профессиональное применение накопленным философским знаниям, он поступает в Евангелическую теологическую семинарию в Эванстоне, штат Иллинойс, где изучает христианское священное писание, теологию и историю церкви. Защитив диссертацию, Уотс получает степень магистра теологии.
Впоследствии эта диссертация будет издана под названием «Созерцание духа: учение о необходимости мистической религии».
В 1951 г. Уотс переезжает в Калифорнию, чтобы войти в штат Американской академии исследований Азии в Сан-Франциско.
Несколько лет Уотс будет членом руководящего состава академии. Во время своего пребывания в учебном заведении он изучает китайское письмо и осваивает приёмы китайской каллиграфии.
Однако преподавательский пост Уотс вскоре оставляет, и уходит в свободное плавание, которое в 1953 г. начинает с того, что составляет программы передач для “Pacific Radio” на радиостанции “KPFA” в г. Беркли.
В 1957 г. Уотс издаёт свой самый известный труд, «Путь Дзен», в котором рассуждает на тему экспликации философских проблем на разных этапах развития истории.
В это же время Уотс едет в Европу, где знакомится с известным психиатром Карлом Юнгом.
По возвращении в Америку, под влиянием этой встречи, он начинает принимать галлюциногенные наркотические препараты.
Свои работы в этот период Уотс пишет на языке современной науки и психологии, отыскивая точки соприкосновения между мистическими явлениями и теориями материальности Вселенной, выдвинутыми физиками XX столетия.
Во время проведения своих исследований, Уотс встречается со многими выдающимися умами, деятелями мира искусства и учителями своего времени.
В своей книге «Дао: путь воды» он объявляет себя последователем учения дзен по духу.
В своём цикле аудио-лекций «Мы все сошли с ума» Уотс детально рассуждает о воспитании детей, искусстве, кухнях мира, образовании, законодательстве и свободе, а также об архитектуре и разделении полов.
Расхождения его взглядов с общепринятым пониманием института брака и традиционных ценностей американского общества ярко проявляются в его классических суждениях о любовных отношениях в книге «Божественное безумие».